Досудебное урегулирование споров

Юридическая практика полна случаями, когда урегулирование спора без рассмотрения в суде невозможно. Вместе с тем, подача искового заявления в арбитраж не гарантирует положительного результата сторонам спора, но затягивает решение проблемы, что, как правило, не соответствует интересам истца и ответчика. Материальные затраты на судебное разбирательство тоже лягут на плечи кого-то из участников конфликта, поэтому стоит задуматься о решение вопроса без обязательных сборов и платежей в органы власти. Учитывая издержки такого рода, зачастую противоборствующие лица и/или организации отдают предпочтение досудебному урегулированию претензий друг к другу. Подойдя, таким образом, к этому вопросу, участникам спора для достижения обоюдно выгодных условий перемирия зачастую достаточно непринуждённой, неказённой обстановки.

Этап переговорного процесса

Досудебное решение проблемы имеет свой претензионный порядок, в котором на роль нейтрального посредника привлекается незаинтересованный специалист. На стадии претензионной работы проводятся переговоры и обговариваются способы решения спора, которые бы не ущемляли существенных интересов конфликтующих сторон, и способствовали заключению мирового соглашения.

Немаловажным аспектом досудебного урегулирования конфликта является правильное составление претензии, которую оформляет специалист по решению споров. Мероприятия по составлению претензии:

  • анализ деталей конфликта и причин его возникновения способствует выявлению различных путей решения проблемы, с учётом особенностей, приведших к её появлению;
  • оценка обстоятельств на соответствие нормам права позволяет предположить перспективы судебного и досудебного результата решения спора;
  • разработка позиции по отношению к одной из сторон переговоров. При этом юрист тесно взаимодействует с клиентом для формирования целей и задач по дальнейшему разрешению вопроса;
  • составление обоснованных предложений и других документов для решения проблемы;
  • подготовка аргументированных ответов на предложения, поступающие от консультанта оппонента;
  • курирование переговорного процесса и переписки от имени заказчика.

В целом, посредничество грамотного юриста облегчает понимание задачи, которую нужно выполнить сторонам конфликта, чтобы разойтись мирно.

Составление делового письма

В ряде случаев, законами предусмотрено, что досудебное решение спора — обязательное условие принятия в будущем искового требования судом. В этом процессе не обойтись без составления делового письма, которое лучше доверить грамотному специалисту. Например, в письменной претензии по качеству товара нужно отобразить такие сведения:

  • юридический, фактический адрес и наименование ответчика;
  • подробное описание обстоятельств дела, предъявляемые требования и их обоснование, способы решения вопроса, а также сроки на это;
  • в случае если инициатором переписки выступает юридическое лицо, то письмо удостоверяется печатью. Могут прилагаться документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего такое обращение.

Надлежащим способом уведомления контрагента о начале досудебного урегулирования, считается направление ему письма-претензии в статусе ценного письма с уведомлением о доставке (вручении) и описью вложения.

Составление жалобы в различные органы

Для решения некоторых сложных проблем достаточно грамотно составленной жалобы, которая является одним из действенных инструментов урегулирования конфликтов в досудебном порядке.

Жалоба оформляется в виде письменного обращения гражданина в государственную структуры и/или общественную организацию, в котором указаны факты нарушения его интересов со стороны оппонента.

Грамотный юрист щепетильно и обстоятельно подойдёт к вопросу составления жалобы. При этом в ней должны отображаться только известные отправителю факты. Также под цель жалобы подбирается характер аргументации, а также композиция текста. Специалист окажет помощь в определение исходной точки для обращения и подборе значительных фактов, указание которых поспособствуют положительному результату.