Административные споры

Основная сложность юридической практики заключается в решении возникших административно-правовых споров между субъектами, имеющими разный социальный статус: государственные органы, физические и юридические лица или организации, представляющие их законные интересы. Административные споры подразумевают рассмотрение следующих дел:

  • споров, которые затрагивают экономическую деятельность лиц;
  • о признании недействительными документов;
  • о материальном взыскании;
  • о нарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Административные споры решаются вышестоящими руководителями, мировыми, арбитражными судами. Успех решения спора административного характера в большинстве зависит от знания законов и умения оперировать фактами в суде.

Оспаривание нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт – документ, определяющий порядок регулирования правовых отношений между физическими лицами и предприятиями. Чтобы обжаловать правовой акт, частное лицо, в отношении которого действует документ, может подать иск. В суд также может обратиться доверенное лицо, представляющее его интересы или государственный представитель, имеющий соответствующие полномочия.

Заявление можно подать для рассмотрения в течение всего периода действия правового документа. С момента принятия иска, судебный орган прибегает к защитным мерам, временно ограничивая действия акта. Административные дела рассматриваются в течение 3 месяцев Верховным судом и 2 месяцев иными судами.

Оспаривание ненормативных правовых актов

Заинтересованная сторона имеет право подать иск для оспаривания решения должностного лица, местных органов местного управления или муниципалитета, если оно ограничивает права или наносит ущерб ее интересам (ст.218 КАС РФ).

Ненормативные правовые документы оспариваются подачей иска в суд или путем внесудебных процедур, согласно КоАП РФ. Как следует из статьи 198 АПК РФ, исковые заявления по признанию ненормативных документов незаконными, рассматриваются арбитражным судом не позже, чем через три месяца со дня уведомления лица о действии акта.

Взыскание обязательных платежей и санкций

Подача искового заявления о взыскании платежей происходит по аналогичной форме, с разницей ограничения минимальной суммы при которой арбитражный суд принимает иск и начинает делопроизводство. Сегодня предусмотрен следующий размер минимальной суммы для подачи заявления:

  • 100 тыс. руб. согласно ГПК РФ;
  • 500 тыс. руб. для юр. лиц и 250 тыс. руб. для физ. лиц по АПК РФ;
  • 20 тыс. руб. согласно КАС РФ.

Все три кодекса предусматривают упрощенную форму производства, за исключением дел, которые рассматриваются в приказном порядке.

Оспаривание решений государственных органов

Обжалование решений госорганов сегодня один из распространенных способов борьбы с бюрократической машиной. Оспорить действие или бездействие чиновника, представляющего местное самоуправление, возможно двумя способами:

  1. В досудебном порядке. Жалоба подается в государственный орган, который принял решение – вышестоящему руководителю. Также можно обратиться в административный орган, обладающий полномочиями отмены решения нижестоящей структуры.
  2. В суде. Исковое заявление подается в суд с целью приостановления или отмены решения госоргана.

Еще существует неадминистративный способ обжалования действий должностных лиц путем подачи заявления в прокуратуру, если имеет место нарушение законодательства.

Административные правонарушения

К административным относятся правонарушения, упомянутые в КоАП РФ. По факту правонарушения составляется протокол об административном нарушении с указанием статьи кодекса и места совершения проступка.

После подписания протокола у лица, совершившего правонарушение, есть 10 суток для подачи заявления в суд, чтобы обжаловать документ. Оспорить административное правонарушение также можно в досудебном порядке путем обращения в вышестоящее управление организации, оформившей протокол. Для досудебного разбирательства не установлены сроки. Однако лучше разрешить спор в течение 10 суток, чтобы на случай неудачного исхода осталось время на рассмотрение дела в судебном порядке.

Признание недействительными нормативных правовых актов

Любой нормативный правовой акт становится недействительным по требованию вышестоящего органа с момента вынесения судебного решения. Если акт признается недействительным в судебном порядке, то в соответствии с законом у его инициатора есть право на оспаривание решение суда в вышестоящей инстанции.